Знакомство ребенка с миром музыки начинается еще до его рождения, во время прослушивания музыкальных произведений или песен его будущей мамой. Следующими этапами становятся нежные колыбельные песни и знакомство с миром звуков во время игры с музыкальными игрушками. Стремление ребенка к прослушиванию или воспроизведению музыки следует всячески поддерживать и поощрять, так как это один из важнейших этапов развития и становления маленькой личности.
В возрасте до одного года малыши способны воспринимать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд — это может быть простая песенка в мамином исполнении или отрывок из классического музыкального репертуара. В 2-3 года дети способны с интересом воспринимать музыкальные пьесы с характерным изобразительным характером. Желательно, чтобы во время прослушивания музыки в комнате было тихо, и отсутствовали факторы, отвлекающие детское внимание. Лучше всего сесть рядом с ребенком и слушать музыку вместе с ним. Положительное влияние на детское развитие оказывает разучивание детских песенок и несложных танцев.
Готовность ребенка к процессу обучения музыке определить достаточно сложно, можно лишь ориентироваться на результаты многочисленных исследований, которые выявили, что лучшими моментами для начала музыкального образования может стать возрастной период в 8-10 лет, или по достижению совершеннолетия.
Во время первого периода проявляемый ребенком интерес к музыкальному обучению может быть достаточно сильным, но, к сожалению, не очень продолжительным. Он идеально подходит для проверки музыкальных способностей и склонностей ребенка, а также правильность выбора музыкального инструмента. А если так случится, что спустя какой-то период времени ребенок оставит свои занятия музыкой и переключится на что-то другое, не стоит расстраиваться и переживать. В любом случае у него остается заложенный фундамент музыкальных знаний и навыков, которые смогут ему пригодиться, если вновь возникнет желание вернуться к музыке.
Внезапно бросать музыкальные занятия присуще и подросткам. В этом случае родителям не стоит оказывать давление на ребенка, и принуждать его вернуться к надоевшему инструменту. Такой подход может только вызвать агрессию, раздражение и отторжение со стороны ребенка, что может навсегда отбить у него желание заниматься музыкой. Лучше выждать время и дать ребенку свободу выбора и тогда он обязательно однажды вновь вернется к музыке самостоятельно.