По вопросам организации концертов
звонить по телефону:(495) 774-90-67

Обратите внимание

Опера «Руслан и Людмила» М

12.09.2013

opera-ruslan-i-ljudmila-m_1Эта опера была поставлена в 1842 году. Она явилась второй вершиной оперного творчества М. Глинки. Это начало эпического характера в русской опере. Сам Глинка дал ей точное определение — «большая волшебная опера». Опера состоит из пяти действий. Глинка написал её по сюжету поэмы Пушкина. Композитор хотел, чтобы поэт выступил в роли либреттиста, но Пушкин был убит. Поэтому либретто было составлено несколькими людьми.

У Пушкина – игривый характер изложения, в опере же М. Глинки присутствует настоящий былинный склад. В тот момент опера была оценена немногими. Только лишь Одоевский сказал, что это – роскошный цветок.

Композитор решил сыграть на контрастах:

-       русское и восточное общество,

-       реальная и фантастическая сферы.

Контрасты можно ярко отследить и во втором действии. Одна картина резко сменяется другой:

1.     Руслан,

2.     Фарлаф и Наина,

3.     Руслан с головой.

Характеристика героев подаётся не в их эволюции, сквозном развитии, как в драме, а каждый персонаж предстаёт перед зрителями в определённом виде. Все они исполняют особенные арии-портреты:

-       каватина Людмилы,

-       ария Руслана (II д.),

-       ария Ратмира,

-       каватина Гориславы.

Построение. Построение оперы является симметричным. Тема славы Богам послужила музыкальным материалом для увертюры и финала пятого действия.

В Киеве в тереме у князя Светозара происходит первое (интродукция) и пятое действия. Они занимают много хоровых сцен. Странствию героев посвящены второе, третье и четвёртое действия.

Сопровождение оркестра играет огромную роль в опере. Как раз в то время оркестр мог расширить свои технические возможности. Новым инструментом стала хроматическая валторна, а некоторые старые инструменты были усовершенствованы. Эти новые на тот момент достижения применяли европейские композиторы Берлиоз и Вебер, влияющие на творчество Глинки.

В оперу «Руслан и Людмила» была введена развитая система лейттембров, что придавало особую красочность произведению. Каждому герою присущ свой определённый тембр. Потом эту идею подхватил Римский-Корсаков.

Лейттембры в «Руслане и Людмиле»:

-       Людмила – начало – флейта, четвёртое действие – скрипка (аналогично и у Снегурочки);

-       Руслан –кларнет и контрабас;

-       Горислава – фагот и виолончель;

-       Ратмир – английский рожок;

-       Баян – фортепиано и арфа,

-       Фарлаф и Наина – деревянные духовые;

-       Черномор – разные.