По вопросам организации концертов
звонить по телефону:(495) 774-90-67

Обратите внимание

    Опера «Руслан и Людмила» М

    12.09.2013

    opera-ruslan-i-ljudmila-m_1Эта опера была поставлена в 1842 году. Она явилась второй вершиной оперного творчества М. Глинки. Это начало эпического характера в русской опере. Сам Глинка дал ей точное определение — «большая волшебная опера». Опера состоит из пяти действий. Глинка написал её по сюжету поэмы Пушкина. Композитор хотел, чтобы поэт выступил в роли либреттиста, но Пушкин был убит. Поэтому либретто было составлено несколькими людьми.

    У Пушкина – игривый характер изложения, в опере же М. Глинки присутствует настоящий былинный склад. В тот момент опера была оценена немногими. Только лишь Одоевский сказал, что это – роскошный цветок.

    Композитор решил сыграть на контрастах:

    -       русское и восточное общество,

    -       реальная и фантастическая сферы.

    Контрасты можно ярко отследить и во втором действии. Одна картина резко сменяется другой:

    1.     Руслан,

    2.     Фарлаф и Наина,

    3.     Руслан с головой.

    Характеристика героев подаётся не в их эволюции, сквозном развитии, как в драме, а каждый персонаж предстаёт перед зрителями в определённом виде. Все они исполняют особенные арии-портреты:

    -       каватина Людмилы,

    -       ария Руслана (II д.),

    -       ария Ратмира,

    -       каватина Гориславы.

    Построение. Построение оперы является симметричным. Тема славы Богам послужила музыкальным материалом для увертюры и финала пятого действия.

    В Киеве в тереме у князя Светозара происходит первое (интродукция) и пятое действия. Они занимают много хоровых сцен. Странствию героев посвящены второе, третье и четвёртое действия.

    Сопровождение оркестра играет огромную роль в опере. Как раз в то время оркестр мог расширить свои технические возможности. Новым инструментом стала хроматическая валторна, а некоторые старые инструменты были усовершенствованы. Эти новые на тот момент достижения применяли европейские композиторы Берлиоз и Вебер, влияющие на творчество Глинки.

    В оперу «Руслан и Людмила» была введена развитая система лейттембров, что придавало особую красочность произведению. Каждому герою присущ свой определённый тембр. Потом эту идею подхватил Римский-Корсаков.

    Лейттембры в «Руслане и Людмиле»:

    -       Людмила – начало – флейта, четвёртое действие – скрипка (аналогично и у Снегурочки);

    -       Руслан –кларнет и контрабас;

    -       Горислава – фагот и виолончель;

    -       Ратмир – английский рожок;

    -       Баян – фортепиано и арфа,

    -       Фарлаф и Наина – деревянные духовые;

    -       Черномор – разные.