По вопросам организации концертов
звонить по телефону:(495) 774-90-67

Обратите внимание

Русская музыка начала XIX века

2.09.2013

russkaja-muzyka-nachala-xix-veka_1В начале XIX века открыли первую русскую концертную организацию – филармоническое общество. Но тогда основная концертная жизнь была сосредоточена в русских светских салонах. В те времена пользовался популярностью салон поэта Дельвига, частыми посетителями которого были Глинка, Грибоедов, Пушки и другие. Также хорошо развивалось большое количество крепостных театров и оркестров.

XIX был ознаменован сплетением нескольких направлений искусства:

-       сентиментализм,

-       романтизм,

-       классицизм.

-

Все эти стили были соединены в творчестве А. С. Пушкина. Он стал наиболее влиятельным поэтом первой половины XIX века.

Опера и романс были двумя главными жанрами музыкального искусства начала XIX века.

Удивляет разнообразие жанровых форм оперы:

1.     Комическая с элементами серьёзности. Такой можно по праву назвать прекрасную оперу «Иван Сусанин», написанную композитором Катерино Кавос, итальянца по происхождению. В ней присутствуют разговорные диалоги. Финалом является счастливая развязка.

2.     Сказочно-фантастическая. Первой такой оперой стала «Леста – днепровская русалка» Кавоса и Давыдова. В основу легли русские народные песни. Ещё одним примером этой жанровой формы является опера «Русалка» Даргомыжского.

3.     Романтическая опера. Особенно в этом жанре прославились работы Верстовского: «Вадим», «Пан Твардовский» и написанная на древнерусский сюжет «Аскольдова могила».

Вторым по популярности жанром начала XIX века стал романс. В нём накопилась выразительность и яркая эмоциональность.  Романсы писались на стихи поэтов-современников и профессионалами, и любителями.

У русского бытового романса имеются устойчивые черты. К примеру, он мог быть написан с разложенным аккомпанементом в жанре «элегия». Такой романс является философским размышлением.

«Русская песня» – это ещё одна разновидность романсов. Возникла она сначала в поэзии, которой присуща определённая лексика, близкая к народной речи. Подобные романсы были более просты в музыкальном плане, чем другие.

Ритмы как болеро, так и мазурки, полонеза, вальса широко использовались композиторами романсов. Самыми авторами романсов были: Титов, Жилин, Гурилев, Алябьев, Варламов. Формы романсов простые – куплетные. Это «Соловей» Алябьева, «Белеет парус одинокий» (в ритме полонеза) Варламова, «Домик-крошечка» Гурилёва.